«Могила Бондарева Т.М. (1820-1898 гг.), ссыльного крестьянского философа, страстного искателя правды, написавшего сочинение «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», которое в 1890 г. с помощью Л.Н. Толстого было издано на французском языке»

«Могила Бондарева Т.М. (1820-1898 гг.), ссыльного крестьянского философа, страстного искателя правды, написавшего сочинение «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца», которое в 1890 г. с помощью Л.Н. Толстого было издано на французском языке»

Тимофей Михайлович Бондарев (1820-1898 гг.) – крепостной крестьянин с. Михайловка Новочеркасской области.

В 1857 г. за неповиновение был отдам помещиком в солдаты Кубанского полка. В армии под влиянием чтения произведений А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, И.А. Крылова он укрепляется в своих вольнолюбивых, антикрепостнических взглядах. В 1865 г. за свои смелые выступления был исключен из полка. После двух лет тюрьмы в 1867 г. был приговорен военно-судной комиссией к вечной ссылке в Сибирь. С 1868 г. поселяется в с. Иудино Минусинского уезда Енисейской губернии.

В Сибири идеи социального протеста, стихийно высказывавшиеся Бондаревым ранее, получили свое законченное выражение в его произведении «Трудолюбие и тунеядство, или торжество земледельца». В нем Бондарев выступает как философ-моралист, социальный реформатор народа.

Основной идеей его произведения является идея «хлебного закона» о всеобщности труда и о главенстве земледельческого труда.

Философские идеи Бондарева представляют самостоятельную оригинальную трактовку некоторых идей библии, в но в то же время они сочетаются с критикой официальной церкви и богоборчеством.

Бондаревский трактат является свободной без цензурной проповеди, в которой нашли выражение народные идеалы, справедливости, но они утопичны. Гневная и страстная критика существующих социально-политических порядков в них сочетается с царистскими иллюзиями, непониманием средств и путей борьбы с существующим строем. Они в полной мере отражают ту глубокую характеристике, которая была дана крестьянству В.И. Лениным: Вся прошлая жизнь крестьянина научила его ненавидеть барина и чиновника, но не научила и не могла научить, где искать ответа на все эти вопросы».

Работа над рукописью книги продолжалась около десяти лет. Все попытки опубликовать ее окончились неудачно. Тогда, по совету директора Минусинского музея Н.М, Мартьянова Т.М. Бондарев послал свою рукопись Л.Н. Толстому и Г.И. Успенскому. Рукопись получила высокую оценку великого русского писателя, так как взгляды Бондарева были созвучны взглядам Л.Н. Толстого. Между ними завязалась переписка. Впоследствии Л.Н. Толстой признавал большое влияние, которое оказала на него работа Бондарева. В одном из писем он писал: «Из вашей статьи я почерпнул много полезного для людей и в той книге, которую я пишу об этом же предмете, упомянул о том, что я почерпнул не от ученых и мудрых мира сего, но от крестьянина Тимофея Михайловича Бондарева».

С помощью Л.Н. Толстого рукопись была переведена на французский язык и в 1890 г. издана в Париже. В России напечатать рукопись при жизни ее автора не удалось из-за цензурных гонений. Это стало возможно лишь после его смерти. В 1906 г. она впервые опубликована в одном из русских журналов. Умер Т.М. Бондарев в 1898 г. Его могила была расположена рядом с сельским кладбищем. Она была оборудована еще при жизни самим Бондаревым. В центре ее были поставлены три плиты песчаника, на которых было выбито «завещание» Бондарева, представляющие выдержки из его трактата. Рядом находился стол, в ящике которого рукопись произведения. Могила была обнесена высокой тесовой оградой и обсажена тополями. В таком виде могила сохранялась недолго. Стол был разбит, рукопись исчезла, плиты были уничтожены. Могила была затеряна. В 1940 г. ее обнаружили.

В 1957 г. по инициативе колхозников с. Иудино, в котором, жил и умер Т.М. Бондарев, это село было названо его именем.