Братская могила Советских воинов, погибших при крушении на железной дороге в октябре 1945 г

Великая отечественная война является одним из самых страшных этапов в мировой истории, события которой, кажется, отразились в судьбах каждой семьи. Внезапное и стремительное нападение фашисткой Германии в начале Великой Отечественной войны, тяжелая обстановка на фронте, возрастающая потребность в военно-обученных кадрах потребовала от руководства страны принятия мер по оперативной военной подготовке населения. В частности, одними из самых востребованных специалистов оказались авиаспециалисты. Только 22 июня 1941 г. ВВС четырех приграничных военных округов потеряли 1200 самолетов, что составляло – 75 % от общего числа самолетов, имевшихся в этих округах, в результате чего в военных операциях 1941 г. участвовало 200-500 самолетов. В 1942 г. численность военной авиации несколько возросла, но за счет производства устаревшей техники. Начиная с осени 1942 г. ВВС стали вооружаться новейшими самолетами-истребителями А.С. Яковлева (ЯК-7, ЯК-9, ЯК-3), С.А. Лавочкина (ЛА-5, ЛА-7, ЛА-9), двухместными штурмовиками С.В. Ильюшина (ИЛ-2, а с лета 1944 г. –ИЛ-10), и бомбардировщиками А.Н. Туполева (ТУ-2). 

На вооружение ВВС поступили новые пушки, бомбы, в т.ч. и противотанковые, радио – и радиолокационные станции, аэронавигационное оборудование и др. Резко возросла численность ВВС. В военных операциях 1943-1945 гг. участвовало уже несколько тысяч самолетов, а в Берлинской операции – 8400.

В результате резкого увеличения производства качественно новых самолетов и оборудования возникла острая необходимость в обслуживающем персонале. Начинают срочно создаваться школы авиаторов и авиатехников. Одна из таких школ – 52 окружная школа младших авиаспециалистов – была создана при Сибирском военном округе Красноярского края (ОШМАС), которая в годы войны внесла значительный вклад в комплектование авиаспециалистами частей ВВС. Младшие авиационные специалисты в СССР в разные годы учились 9 месяцев и 6 месяцев (школа младших авиационных специалистов). В категории лётно-подъемного состава к младшим авиаспециалистам относились воздушные стрелки–радисты. К лётно-техническому составу (наземному) относились авиационные механики.

5 октября 1945 г. в районе поселка Усть-Абакан случилось железнодорожное крушение, в котором, при исполнении служебных обязанностей, погибли 12 сержантов, обучавшихся в 52-ой окружной школе младших авиаспециалистов Красноярского края, 1927 года рождения: 

Алексей Леонтьевич Бакирев,

Михаил Кузьмич Бондаренко, 

Николай Нестерович Дука, 

Григорий Васильевич Ёлкин,

Федор Григорьевич Захаров, 

Михаил Кузьмич Клименко,

Константин Васильевич Комиссаров,

Михаил Петрович Куликов, 

Федор Михайлович Парщиков,

Александр Иваночив Пермиков, 

Николай Павлович Ломаков,

Иван Юрьевич Родчук.

Погибшие были захоронены в братской могиле на кладбище п. Усть-Абакан. На могиле был сооружен деревянный обелиск. 

В 1957 г. на могиле был установлен кирпичный, с цементной облицовкой обелиск. В 1975 г. кирпичный обелиск заменен на бетонную стелу.

Решением исполнительного комитета Красноярского Совета народных депутатов от 16.06.1980 № 384-15 памятнику присвоен статус объекта культурного