Братская могила курсантов Бирмской военно-авиационной школы, погибших в годы обучения

1 мая 1940 г. на ст. Бирма Дальневосточной железной дороги, в военном городке Бирма Амурской области, была сформирована Бирмская военная авиационная школа пилотов. Однако, 12 августа 1941 г. школа прекратила полеты и приступила к перебазированию в Ленинск-Кузнецк (СибВО), но зима показала, что местные метеорологические условия были неблагоприятными для полётов из-за низкой облачности. Было принято решение перебазировать школу в Хакасию, где погодные условия были более благоприятными, было много ясных и солнечных дней.

с 7 по 14 июня 1942 г. школа перебазировалась в г. Черногорск. Данный город был выбран не случайно, так как здесь до войны действовал хороший аэроклуб - были отличные кадры и подготовленные аэродромы.

       Полеты проводились за рекой Енисей, в определенных зонах, за горами, где не было населённых пунктов. Школа насчитывала несколько эскадрилий, у каждой был свой аэродром.

К полетам приступили с 20 июня 1942 г., одновременно развернув работы по строительству школы. Личный состав школы также оказал большую помощь народному хозяйству на работах в совхозах Хакасской автономной области, выработав на уборке урожая и постройке сахарного завода 11064 человеко-дня.

Срок обучения в школе составлял 6-9 месяцев, налет на 1 курсанта - 35-55 часов. Школа готовила летчиков на И-16, а с 1942 года еще и на Як-7 и Як-9.

16 сентября 1943 г. стало исторической датой для Бирмской ВАШП. В этот день школе было вручено Красное Знамя.

В 1943 году в распоряжение школы поступили новые самолеты - истребители «ЛаГГ-3», «ЯК-1» и американские «Аэрокобры».

За 1943 г. было подготовлено и выпущено уже 285 пилотов.

В апреле 1944 г. личный состав Бирмской школы пилотов постановил отчислить свои личные сбережения на укрепление боевой мощи Красной Армии и просить Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза Сталина разрешения построить на средства личного состава БВАШП звено самолетов, укомплектовать его экипажи летчиками Бирмской школы и направить на фронт. 

В итоге школа с начала своей организации подготовила для ВВС 1062 летчика-истребителя, не считая 153 пилота, оставленных в школе инструкторами. Всего по данным на 1 мая 1945 г. из школы было выпущено 1502 пилота. Качество подготовки было высоким, о чем свидетельствует тот факт, что за 5 лет не было возвращено ни одного человека на доучивание.

Однако самым лучшим свидетельством качества выпускаемых Бирмской школой специалистов являются отзывы командиров частей, куда были направлены служить ее выпускники.

Летчики-инструкторы направлялись на боевые стажировки на фронт, где проявили себя умелыми воздушными бойцами при ликвидации Восточно-Прусской группировки немцев в октябре-декабре 1944 г. С боями стажеры прошли всю Восточную Пруссию от Литовской границы до берегов Балтийского моря. За отличное выполнение боевых заданий стажеры были награждены: орденом Красного Знамени – лейтенант Г. Н. Евсиков, орденом Отечественной войны 2 степени – лейтенанты В. Н. Рыльников, И. А. Федорович, орденом Красной Звезды – старший лейтенант Маташев, лейтенанты Лобанов, Меленченко. Начальник УЛО подполковник Тарасевич, преподаватели майор Андреев, капитан Стрелецкий, старший техник-лейтенант Исаев, лейтенант Тришевский на боевой стажировке отдавали все силы и умения. Лейтенант А. П. Тришевский стажировку проходил в качестве помощника начальника оперативного отделения штаба 240 ИАД по разведке. За грамотное наведение штурмовиков на цели в боевых порядках наземных войск был представлен к ордену Красной Звезды. Среди выпускников БВАШП был Кирилл Евстигнеев, дважды герой Советского Союза, который по количеству сбитых в войну самолетов стоит на 5 месте после Кожедуба, Покрышкина, Гулаева и Речкалова.

Школа пилотов была расформирована в 1946 году. Самолёты, делая прощальные круги, улетали «своим ходом». Остальное увозили по железной дороге в Красноярск.

За годы обучения 8 офицеров-инструкторов и 16 курсантов погибли. Это связано с тяжелыми условиями обучения во время войны. Наиболее частая причина гибели - отказ мотора в воздухе и неудачная вынужденная посадка. Погибшие были первоначально захоронены в индивидуальных могилах в разных местах кладбища. Но когда могильные сооружения пришли в негодность, многие могилы оказались утерянными. В целях сохранения памяти погибших на месте двух отдельных групп индивидуальных захоронений были сооружены 2 памятника. Имена всех 24 погибших установлены по документам, но число и имена тех, кто находиться именно в этих захоронениях, отмеченных памятниками - неизвестно.